Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Энтони Роббинс "Разбуди - в себе исполина"

На протяжении многих лет люди спрашивали меня, как точно назвать то, что я делаю. В разное время я пробовал различные метафоры: "Я учитель", "Я ученый", "Я охотник за человеческим совершенством", "Я оратор", "Я известный всей стране автор бестселлеров", "Я консультант по максимальной работоспособности", "Я врач-терапевт", "Я советчик", — но ни одна из них не вызывала у меня должного чувства. Люди обеспечивали меня массой метафор. Я был известен в их среде как "гуру". Но этой метафоры я избегал, потому что чувствовал, что предположение, которое в ней заключалось, основывалось на зависимости от меня людей при создании изменения — зависимости, которая никогда бы их не воодушевила. С тех пор как я убедился, что все мы должны быть ответственны за собственные изменения, я избегаю этой метафоры.

Все же однажды я нашел нужную метафору ''Я репетитор", — подумал я. Что такое репетитор? В моем представлении репетитор — это человек, являющийся вашим другом, кем-то, кто действительно любит вас. Репетитор берет на себя обязательство помочь вам открыть лучшее, что в вас есть. Репетитор ставит перед вами проблемы, но не дает вам "сорваться с крючка". Репетиторы обладают уже накопленными знаниями и опытом. Они не считают себя лучше тех людей, которых обучают (мне не нужно стремиться быть совершенным по сравнению с людьми, которых я "обучаю"). В сущности, люди, которых они обучают, могут обладать природными способностями, превосходящими их собственные способности. Но так как репетиторы годами сосредоточивают всю свою силу на конкретной области, то могут научить вас одному или двум способам немедленного преобразования вашей работоспособности.

Иногда репетиторы могут дать вам новую информацию, научить новым стратегиям и навыкам, они показывают вам, как получить вполне доступные результаты. Иногда репетитор даже не учит чему-то новому, а лишь напоминает вам о том, что нужно сделать в нужный момент, и подталкивает вас к этому. И я подумал: "То, что я есть в действительности, — это репетитор успеха". Я помогал учить людей, как быстрее и легче достичь того, чего они действительно хотят. Каждый хочет иметь репетитора, будь то член руководства высшего состава компании, студент высшего учебного заведения, домохозяйка, бездомный или президент Соединенных Штатов! Как только я начал использовать эту метафору, сразу же изменилось мое отношение к себе и душевный настрой. Я почувствовал себя более раскрепощенным, ощутил близость к людям. Мне не нужно было стремиться быть "совершенным" или стать "лучше". Я начал испытывать больше удовольствия, и от этого мое влияние на людей многократно усилилось.

МЕТАФОРА МОЖЕТ СПАСТИ ВАМ ЖИЗНЬ

Мы с Бекки имели счастье считать своими друзьями Мартина и Дженет Шин. Они женаты уже почти тридцать лет, и есть одна вещь, которую я больше всего уважаю в них, — это постоянная и безусловная поддержка друг друга, членов своей семьи и каждого, кто в этом нуждается. По словам посторонних, Мартин — человек, который взял на себя обязательство давать; никто не имеет представления, как много Мартин и Дженет делают для других ежедневно. Эти двое являются воплощением целостности. У них есть метафора относительно человечества — оно для них "одна огромная семья", вследствие чего они проявляют глубочайшую заботу и сочувствие даже к совершенно незнакомым людям.

Я помню, когда Мартин поделился со мной своей историей о том, как много лет назад его жизнь изменилась, когда он ставил фильм "Современный Апокалипсис". До того он смотрел на жизнь, как на что-то пугающее, а теперь воспринимает ее как что-то интригующее, готовое в любой момент бросить вызов человеку. Почему? Потому, что его новой метафорой стало: жизнь есть таинство. Ему нравится познавать таинство быть человеком, ставить вопросы и узнавать возможности, раскрывающиеся по мере приобретения ежедневных новых познаний.

Что изменила эта метафора? Сильные страдания. "Апокалипсис" снимался в глубине джунглей на Филиппинах. Съемочная группа обычно работала с понедельника до пятницы, а в пятницу вечером Мартин и Дженет обычно отправлялись на уик-энд в уединенное местечко в двух часах езды от Манилы. Но однажды, в один из таких уик-эндов, Мартину пришлось остаться на дополнительны съемки, которые были назначены на утро субботы (Дженет уже пообещала поехать в город, чтобы купить сувенир для одного из команды, который так устал, что был не в состоянии самостоятельно отправиться за покупками; так что она поехала раньше.) Поэтому в тот вечер Мартин остался один, его вдруг охватило какое-то беспокойство, он начал покрываться испариной и неожиданно почувствовал острую боль. К утру у него начался сильный сердечный приступ. Некоторые части тела онемели, и он утратил способность двигаться. Он упал на пол и, собрав всю свою силу воли, выполз за дверь и стал звать на помощь. Лежа не земле, как он впоследствии вспоминал, он почувствовал, что умирает. Внезапно вокруг стало удивительно тихо и спокойно. Он увидел себя переходящим через озеро над поверхностью воды. Он подумал: "Вот что такое смерть", — ив тот же момент понял, что боялся не смерти, а на самом деле боялся жизни! Он понял, что именно жизнь и была настоящим испытанием. И ему захотелось жить. Собрав всю оставшуюся энергию, он вытянул руки и сорвал росшую около него траву. Сосредоточившись всецело на этом, он медленно подтянул ее к носу. Он уже почти ничего не чувствовал. Но в тот момент, когда он понюхал траву, боль возвратилась и он понял, что жив, и продолжал бороться.

Когда члены их съемочной группы нашли его, то были уверены, что он умрет. Выражения их лиц и слова, которыми они перебрасывались, не оставляли у Мартина сомнений относительно его возможностей выкарабкаться. Он начал терять силы. Понимая, что у Мартина осталось мало времени, старший пилот съемочной группы "Апокалипсиса", рискуя собственной жизнью, при скорости ветра тридцать или сорок узлов транспортировал его на вертолете в городскую больницу. По прибытии туда больного положили на носилки и повезли в отделение интенсивной терапии. Он и подсознательно понимал, и явственно слышал разговоры о том, что умрет. Он слабел с каждой минутой. Но тут приехала Дженет. Ей только сказали, что у мужа сердечный приступ. Затем врачи предупредили о его безнадежном состоянии. Она отказывалась верить в это — она знала, что Мартину нужна сила, чтобы сопротивляться; она знала также, что должна разрушить его модель страха, как, впрочем, в этот момент и собственную. Она немедленно приступила к действию и добилась успеха, использовав одну-единственную метафору. Когда он открыл глаза, она радостно улыбнулась ему и сказала: "Это всего лишь кино, глупый! Всего лишь кино!" Мартин рассказывал потом, что в тот момент он начал крутить этот фильм и пошел на поправку. Какая прекрасная метафора! Мгновенно болезнь перестала казаться ему столь серьезной — она стала чем-то таким, с чем он мог справиться. Конечно, кино не может остановить сердечного приступа — таков был подтекст, — но все-таки подсознательно я верю, что метафора проникает гораздо глубже. В конце концов боль, которую вы испытываете, когда смотрите все это как кинофильм, никогда не длится долго, ведь это что-то нереальное и в какой-то момент постановщик картины скажет: "Стоп!" Использование Дженет этой блестящей модели прерывания прежнего поведения, одной этой метафоры, помогло Мартину привести в действие свои внутренние ресурсы, и сейчас он утверждает, что это спасло ему жизнь.

Метафоры не только воздействуют на нас как на индивидуумы, но они оказывают сильное влияние и на целые сообщества и на мир в целом. Метафоры, принятые в нашем обществе, могут формировать наши понятия и действия — или служить причиной недостатка таковых. За последние несколько десятков лет, когда началась эра спутников, в моду вошла метафора "Земля космических кораблей" Несмотря на то что эта метафора так внушительна, все же на нее не всегда отвечают позитивной эмоциональной реакцией, когда речь заходит об экологических проблемах. Почему? Весьма трудно вызвать эмоциональный подъем в связи с космическим кораблем; это не может создать соответствующую ассоциацию. Совсем противоположное чувство вызывает метафора "мать-Земля". Насколько разные чувства вызывала бы необходимость защищать Землю-мать, чем лишенные растительности, расчищенные площадки для "космических кораблей". Пилоты или моряки, описывая свои самолеты или корабли, обычно сравнивают их с прекрасными женщинами. Они говорят о своей машине:

"Она прекрасна". Почему они не говорят: "Он прекрасен"? Потому, что если бы они представляли самолет или корабль каким-нибудь огромным, пузатым парнем по имени Джо, то они, вероятно, гораздо грубее обращались бы с этим творением человеческих рук, чем с изящной, сверкающей принцессой, легко скользящей по морским волнам или стремительно летящей в заоблачных высотах.

Люди постоянно используют метафоры в период войн. Какое название было дано первой фазе операции во время войны в Персидском заливе? Еще до объявления войны эта операция называлась "Щит пустыни". Но как только был получен приказ начать сражение, операцию "Щит пустыни" переименовали в "Бурю в пустыне". Подумайте, как замена одной этой метафоры мгновенно изменила значение данной ситуации для целого народа. Вместо того чтобы называть войска щитом, заслонившим остальную часть арабского народа от Саддама Хусейна, по словам генерала Нормана Шварцкопфа, их стали называть "бурей свободы", сметающей оккупационные силы Ирака с территории Кувейта.

"Железный занавес опустился на Континент".

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ

Подумайте только, какие радикальные изменения произошли в Восточной Европе лишь за последние пару лет. "Железный занавес" — это метафора, которая сформировалась в послевоенные годы, после второй мировой войны, и просуществовала десятки лет; а "Берлинская стена" служила физическим символом, под которым подразумевался барьер, разделивший всю Европу Когда в ноябре 1989 года Берлинская стена рухнула, это событие было гораздо более ощутимым, чем просто физическое снесение каменной стены. Разрушение одного этого символа мгновенно способствовало рождению новой метафоры, которая изменила убеждения множества людей относительно их дальнейшей судьбы. Почему люди испытывали такое удовольствие, разбирая камни старой, покосившейся стены, когда в ней была масса калиток, через которые они могли пройти? Потому, что акция разрушения этой стены была универсальной метафорой для новых возможностей свободы и преодоления барьеров.

ПОДГОНИТЕ СЛОВО К ДЕЛУ

Осознание огромной силы, содержащейся в метафорах, включает умение использовать их в соответствующем контексте. Проблема в том, что множество людей применяют метафоры, которые помогают им в профессиональной деятельности, но в то же время создают проблемы дома. Я знаю одну женщину-адвоката, которая однажды поймала себя на том, что применяет дома те же метафоры, которые так хорошо служат ей на работе. Ее муж, скажем, начинал с ней совершенно невинный разговор и вдруг чувствовал, что оказался на свидетельской скамье под перекрестным допросом! Нельзя сказать, чтобы это очень хорошо отражалось на их личных отношениях. Или представьте очень преданного своему делу полицейского офицера. Если он не может освободиться от своих профессиональных привычек, когда приходит домой, то, как вы думаете, какое действие может оказать его постоянная настороженность по отношению к другим людям?

Одним из лучших примеров неправильного использования метафоры служит человек, который был настолько поглощен своим делом, что его жена и дети не чувствовали никакой связи с ним. Их возмущало то, что он никогда не выражал своих чувств, а обычное его отношение проявлялось в холодной командной форме. Знаете, какая у него была профессия? Он был диспетчером на авиалинии! На работе он должен был соблюдать абсолютную собранность и хладнокровие. Даже если случалось чрезвычайное происшествие, он обязан был сохранять совершенно спокойный голос, чтобы не встревожить пилотов, полетом которых он руководил. Это исключительное хладнокровие было необходимо на контрольной вышке, но совершенно не годилось в домашних условиях. Поэтому будьте осторожны и не переносите метафоры, которые хороши на рабочем месте, в совершенно иную обстановку — на отношения со своей семьей и друзьями.

Какие же метафоры используют люди в своих личных отношениях? Одни называют человека, с которым состоят в браке, "стариком" или "старой вешалкой", другие — "диктатором", "ядром с цепью", "надзирателем". А одна женщина называла своего мужа "принцем тьмы"! А какие мы знаем более вдохновляющие альтернативы? Многие называют свою супругу "любовь моя", "моя лучшая половина", "спутница жизни", "моя команда", "душа моя". Между прочим, даже незначительное изменение, мельчайший нюанс в метафоре изменит ваше восприятие данных отношений Вы вряд ли будете испытывать страсть к "спутнику жизни", но, безусловно, будете это чувствовать, называя партнера "любовь моя".

< Назад | Дальше >