Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Энтони Роббинс "Разбуди - в себе исполина"

А некоторые вопросы просто не стоит рассматривать. Уолт Дисней, например, отказывался обсуждать вопросы относительно того, сможет ли его организация добиться успеха или нет. Но это не значило, что создатель Страны Чудес не использовал вопросы в более плодотворном ключе. Мой дед, Чарльз Шоуз, до того, как пошел работать на "Ханна-Барбера", был писателем у Диснея; он создавал такие мультипликационные типажи, как Йоги Бер и Хак-либерри Хаунд. Он поделился со мной одним секретом: всякий раз, когда Дисней работал над каким-нибудь новым проектом или сценарием, он демонстрировал уникальную способность положить начало делу. Он обводил мелом часть стены, на которой собирался разместить проект или сценарий, и каждый служащий компании, проходя мимо стены, должен был писать ответы на вопрос "Как нам это усовершенствовать?" Они писали одно решение за другим, покрывая стену своими предложениями. Потом Дисней тщательно изучал каждый ответ. Таким образом он добывал творческие ресурсы из каждого работника своей компании, а затем выдавал результаты в соответствии с качеством выходных данных.

Ответы, которые мы получаем, зависят от вопросов, которые задаем. Например, если вы действительно испытываете чувство гнева, а кто-то говорит: "Да что в этом такого?", вы, возможно, не захотите ответить на такой вопрос. Но если вы высоко цените всякую возможность чему-либо научиться, то, вероятно, захотите ответить на собственные вопросы типа "Чему меня может научить эта ситуация? Как я могу ее использовать?" Ваше стремление к познанию нового заставило бы найти время ответить на свои вопросы, а делая это, вы переключаете свое внимание, от чего изменяется ваше состояние и, соответственно, — конечный результат.

Задайте себе несколько вдохновляющих вопросов прямо сейчас. Что хорошего есть в вашей жизни, что доставляет вам сейчас радость? Что действительно прекрасно у вас на сегодняшний день? За что вы испытываете чувство благодарности? Уделите себе немного времени, чтобы обдумать ответы и отметьте, как приятно осознавать, что у вас есть законные основания наслаждаться жизнью.

2. Вопросы изменяют то, что необходимо "стереть". Люди — удивительные существа, способные все "стереть" из своей памяти. Нас с вами окружает столько разных вещей, на которых можно сосредоточить внимание прямо сейчас, начиная с царапины на щеке и заканчивая ветром, овевающим наши руки. Однако одновременно сознательно мы можем сосредоточиться только на небольшом числе вещей или явлений. Подсознательно разум может обрабатывать множество всевозможной информации, но объем той информации, на которой мы можем в данную минуту сознательно сосредоточиться, ограничен. Поэтому мозг тратит очень много времени, пытаясь определить приоритет данных на что нужно обратить особое внимание и, что еще важнее, на что не следует обращать внимания или что нужно "стереть".

Если вы действительно опечалены, то этому есть только одно объяснение: потому что вы "стираете" все причины, по которым могли бы чувствовать себя хорошо. А если вы чувствуете себя хорошо, значит, вы стираете все негативное, на чем могли бы сосредоточить внимание. Поэтому, когда вы задаете кому-нибудь вопрос, то тем самым изменяете направление его внимания и то, что он "стирает". Если у вас спрашивают: "Вы так же расстроены, как и я, в связи с этим проектом?", то даже если вы и не были расстроены раньше, вы начнете сосредоточиваться на этом, — то есть на том, что раньше стирали из памяти, — и тоже придете в аналогичное состояние. Если вас спрашивают: "Что действительно так паршиво в вашей жизни?", то тем самым вас могут принудить ответить, невзирая на смехотворность вопроса. Если вы не отвечаете на него сознательно, то этот вопрос может подсознательно отложиться в вашей памяти.

И наоборот, если у вас спросят: "Что действительно прекрасно в вашей жизни?", и вы сосредоточитесь на этом вопросе, то можете немедленно почувствовать себя прекрасно. А если бы кто-нибудь сказал: "А знаете, это действительно прекрасный проект. Вам когда-нибудь приходило в голову, какое влияние может оказать на нашу работу то, что мы здесь создали?", то вы сразу почувствовали бы прилив воодушевления благодаря проекту, который казался таким утомительным и трудоемким. Вопросы — это лазерный луч человеческого сознания. Они концентрируют наше внимание и определяют то, что мы чувствуем, и то, что делаем. Остановитесь на минутку и, оглядев комнату, задайте себе вопрос: "Что в этой комнате коричневое?" Посмотрите и отметьте про себя: коричневое, коричневое, коричневое. А теперь посмотрите вниз этой страницы, заблокируйте периферийное зрение и подумайте о том, что все... зеленое. Если вы находитесь в комнате, которую хорошо знаете, то, возможно, сделаете это с легкостью, но если вы находитесь в незнакомом помещении, то, вероятнее всего, вспомните гораздо больше коричневого, чем зеленого. А теперь посмотрите вокруг и отметьте, что имеет зеленый цвет: зеленый, зеленый, зеленый... Вы видите на этот раз больше зеленого? Опять-таки, если вы находитесь в незнакомой обстановке, я уверен, что вы ответите "да". Что мы из этого почерпнули? Что ищем, то и находим.

Поэтому, если вы разгневаны, то лучше всего вам было бы спросить себя: "Чему меня может научить этот случай, с тем чтобы этого больше никогда не случилось?" Это пример качественного вопроса, так как он уведет вас от текущей проблемы к поиску ресурсов, которые позволят вам избежать этой неприятности в будущем. Пока вы не зададите себе этот вопрос, вы будете "стирать" всякую вероятность того, что эта проблема на самом деле является благоприятной возможностью.

СИЛА ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Вопросы обладают силой воздействия на наши убеждения и, следовательно, на то, что мы считаем возможным или невозможным. Как мы уже знаем из главы четвертой, постановка глубокомысленных вопросов может ослабить "ножки" подтверждений расслабляющих убеждений, обеспечивая нам возможность развенчать их и заменить более вдохновляющими убеждениями. Но вы замечали, что выбираемые нами для вопроса конкретные слова и сам порядок их расстановки заставляют нас одни вещи вообще не принимать во внимание, а другие, наоборот, принимать как должное? Это явление известно как сила предположения, с которым вы, вероятно, хорошо знакомы.

Предположение — это когда мы принимаем информацию, которая может быть правдой, а может и нет, может использоваться другими относительно нас или даже, подсознательно, нами самими. Например, если вы спрашиваете себя: "И почему я всегда занимаюсь самосаботажем?", после того как что-то закончилось неудовлетворительно, тем самым вы подготавливаете себя к подобному же поведению в будущем, приводя в движение убежденность в своего рода пророчестве. Почему? Потому, что, как мы уже сказали, ваш мозг будет покорно давать ответы на все ваши вопросы. Вы примете как должное, что саботировали данное задание, потому что сосредоточены на том, почему вы должны делать это, а не на том, делать ли это.

Подобный пример можно взять из кампании президентских выборов 1988 года, как раз после того, как Джордж Буш объявил Дэна Квэйла своим заместителем. Телевизионная компания новостей, проводившая опрос населения по всей стране, опросила 900 человек, прося дать ответ на вопрос: "Вас не тревожит, что Дэн Квэйл использовал свое семейное положение, чтобы вступить в Национальную гвардию и тем самым избежать отправки во Вьетнам?" Характер этого вопроса создавал ярко выраженное предположение, что Квэйл использовал влияние своей семьи, чтобы получить несправедливое преимущество, — что в действительности никогда не было доказано. Тем не менее, люди отвечали на этот вопрос так, как если бы данный факт имел определенные подтверждения. Они и не думали подвергать это сомнению и просто автоматически приняли как имевший место факт. Но, что еще хуже, многие из опрошенных сказали, что очень возмущены этим, хотя этому никогда не приводилось никаких доказательств! К сожалению, подобное случается слишком часто, мы все время проделываем это с собой и с другими. Не попадайтесь в ловушку, принимая чьи-то или собственные дезинформирующие предположения. Ищите подтверждений, чтобы укрепить новые убеждения, которые будут вас вдохновлять.

3. Вопросы изменяют приемлемые для нас ресурсы. Примерно лет пять тому назад, когда я приехал домой после изнурительной поездки, я был совершенно потрясен, когда обнаружил, что один из моих деловых партнеров растратил четверть миллиона долларов, в результате чего за моей компанией оказался долг 758 000 долларов. К этому результату меня привели вопросы, на которые я не смог ответить, когда впервые нанял этого человека, и теперь моя судьба зависела от новых вопросов, которые мне следовало себе задать. Все мои адвокаты говорили в один голос, что у меня только один выход — объявить себя банкротом.

И немедленно начали задавать вопросы типа "Что нам следует продать в первую очередь? Кто сообщит об этом наемным служащим?" Но я отказывался признать себя побежденным. Я считал, что во что бы то ни стало должен найти способ удержать компанию на плаву. Я и сегодня веду этот бизнес, и не потому, что получил мудрый совет от окружавших меня людей, а потому, что задал лучший вопрос: "Как бы мне выкрутиться?"

А потом я задал еще более вдохновляющий вопрос: "Как мне спасти компанию, поднять ее на более высокий уровень с еще большей, чем когда-либо, сферой влияния?" Я знал, что если поставлю лучший вопрос, то получу и лучший ответ.

Сначала я не получил желаемого ответа. Был все тот же: "Нет путей выйти из этого положения", но я продолжал упорно задавать этот вопрос и не терял надежды. Я решил расширить его: "Как мне еще больше повысить свои ценности и помочь большему числу людей, даже без моего личного участия? Как мне добраться до людей, не ограничивая себя физическим присутствием?" В результате этих вопросов у меня родилась идея об организации франшизы, в рамках которой значительно большее число людей могло бы представлять меня по всей стране. Помимо всех этих вопросов, годом позже, мне пришла в голову мысль создать информационно-коммерческую телевизионную программу — вот тот ответ, который я получил на мучавший меня все время вопрос.

С тех пор мы записали и распространили по всему миру свыше 7 миллионов магнитофонных кассет. А поскольку я постоянно задавал себе этот вопрос, то и получил ответ, который помог мне завязать отношения с людьми всего мира, с которыми я бы никогда не имел возможности встретиться, узнать или соприкоснуться.

Бизнес относится к той сфере, где вопросы особенно открывают новые горизонты и дают нам доступ к ресурсам, о которых мы даже и не подозреваем. Отставной президент "Форд Мотор Ком-пани" Дональд Петерсен был известен своими постоянными вопросами : "Как вы считаете, как можно улучшить вашу работу?" Однажды Петерсен задал вопрос, который, несомненно, поднял доходные статьи "Форда". Он спросил конструктора Джека Телнака:

"Вам нравятся автомобили, которые вы конструируете?" Телнак ответил: "Если честно, то нет". И тогда Петерсен задал ему решающий вопрос: "Почему бы вам не бросить все остальное и не сконструировать такой автомобиль, который вам хотелось бы иметь?"

Конструктор поймал президента на слове и в 1983 году начал работать над "Форд-Сандерберд", автомобилем, ставшим предшественником последующих моделей "Таурус" и "Сейбл". К 1987 году под управлением великого мастера задавать вопросы Петерсена "Форд" побил "Дженерал Моторс", и по объему дохода "Таурус" стала одной из лучших машин в мире.

< Назад | Дальше >