Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Энтони Роббинс "Разбуди - в себе исполина"

А знаете ли вы историю бегуна, пробежавшего полтора километра за четыре минуты? На протяжении тысячелетий люди были убеждены, что человек не может пробежать полтора километра менее чем за четыре минуты. Но в 1954 году Роджер Баннистер разрушил этот воображаемый барьер убеждения. Он заставил себя достичь "невозможного" не только благодаря физическим тренировкам, но и путем постепенной мысленной проработки этого события — пробежав эти полтора километра за четыре минуты так много раз и с такой эмоциональной силой, что у него выработались очевидные подтверждения, ставшие неоспоримой командой для его нервной системы — добиться такого результата. Многие люди, однако, не представляют, что величайшей составляющей его достижения было влияние этого на других спортсменов. Казалось, что никто не сможет повторить этот рекорд, и, тем не менее, в течение одного года, когда Роджер преодолел этот барьер, такой рекорд повторили еще 37 бегунов. Его опыт обеспечил их достаточно сильными подтверждениями, благодаря которым у них выработалось чувство уверенности в том, что и они тоже могут "сделать невозможное". А годом позже этот рекорд повторили еще 300 бегунов!

"Побуждение становится для меня истиной... которая позволяет мне наилучшим образом использовать мою силу и предоставляет наилучшее средство для приведения в действие всех моих способностей". АНДРЕ ЖИД

Как часто люди вырабатывают в себе ограничивающие убеждения относительно того, кто они и на что способны? Из-за того, что они не преуспели в прошлом, они приобретают уверенность, что не способны преуспеть и в будущем. В результате, боясь огорчений, они стараются все время сосредоточиваться на том, чтобы быть "реалистами". Большинство людей, которые постоянно говорят: "Давайте будем реалистами", на самом деле просто живут в страхе, смертельно боясь опять разочароваться. В силу этого страха они вырабатывают в себе убеждения, заставляющие их колебаться, не выкладываться полностью — а вследствие этого получают ограниченные результаты.

Великие лидеры редко бывают "реалистами". Они умны, точны, но далеко не реалисты по общепринятым меркам. И то, что считает реалистичным один человек, в корне отличается от того, что считает реалистичным другой, — ведь все это основано на их личных подтверждениях. Ганди верил, что может добиться независимости для Индии, не применяя насильственных методов в отношении Великобритании, —это было нечто такое, чего никогда не делалось прежде. Он не был реалистом, но, безусловно, доказал справедливость своего решения. А что реалистичного в представлении человека, верившего в то, что он может дать счастье человечеству, построив сказочный парк посреди апельсиновой рощи и приглашая людей не только прогуляться там, но и войти с ним в пай. В то время такого парка не было нигде в мире. Тем не менее, Уолт Дисней обладал чувством уверенности, а его оптимизм преодолел все обстоятельства.

Если вы собираетесь сделать в жизни ошибку, то ошибитесь в сторону переоценки ваших возможностей (разумеется, настолько, чтобы это не угрожало вашей жизни). Между прочим, это трудно сделать, так как человеческие способности намного больше, чем мы предполагаем. В сущности, многие исследования опирались на разницу между людьми, подверженными депрессии, и людьми необычайно оптимистичными. После попыток освоить новый навык пессимисты всегда более точны в оценке своих действий, в то время как оптимисты воспринимают свои поступки как нечто гораздо более эффективное, чем это есть на самом деле. Тем не менее, эта нереалистическая оценка собственной работоспособности и является секретом их будущего успеха. Оптимисты в конце концов заканчивают тем, что овладевают необходимым навыком, в то время как пессимисты терпят неудачу. Почему? Оптимисты — это те, кто, несмотря на отсутствие подтверждений успеха, или даже подтверждений неудачи, игнорируют подтверждения, не прибегая к таким выводам, как: "Я неудачник" или "Я не добьюсь успеха". Вместо этого оптимисты создают подтверждения с помощью веры, призывая на помощь все свое воображение, представляя себя совершающими нечто особенное и сулящее непременный успех. Это та особая способность, та уникальная сосредоточенность, которая позволяет им упорствовать до тех пор, пока они в конце концов не добьются того, что поднимет их на вершину успеха. Причиной же того, что большинство людей не могут добиться успеха, является то, что у них недостаточно подтверждений прошлых успехов. Но оптимисты пользуются такими убеждениями: "Прошлое не может служить примером для будущего". Все выдающиеся лидеры, все люди, добившиеся успеха в той или иной области, знают, что такое сила упорного следования цели, даже если отдельные детали этого процесса все еще недостижимы. Если вы выработаете чувство абсолютной уверенности в том, что обладаете твердыми убеждениями, то сможете заставить себя в конечном счете достичь желаемого, включая и то, что другие люди считают совершенно невозможным.

"Только в человеческом воображении каждая истина находит действительное и неоспоримое отражение. Воображение, а не изобретательность является верховным владыкой искусства, называемого жизнью". ДЖОЗЕФ КОНРАД

Одной из величайших проблем в жизни любого человека является умение верно интерпретировать "неудачи". То, как мы справляемся с нашими жизненными "поражениями" и правильно ли устанавливаем причину их возникновения, и будет формировать нашу судьбу. Нам необходимо помнить, что то, как мы справляемся с напастями и проблемами, будет формировать нашу жизнь в большей степени, чем что-либо другое. Иногда у нас так много подтверждений для страданий и неудач, что мы начинаем строить на них убеждение: что бы мы ни делали, лучше не станет. Некоторые люди начинают сознавать бессмысленность всяких попыток, собственную беспомощность или бесполезность; у них появляется уверенность в том, что любые предпринятые ими шаги все равно ни к чему не приведут. Вот ряд убеждений, которым никогда не следует давать волю, если вы хотите преуспеть и чего-то добиться в жизни. Эти убеждения удерживают нас от проявления личной силы и разрушают нашу способность действовать. В психологии есть название этой разрушительной мысленной установке — приобретенная беспомощность. Когда люди терпят в каком-то деле неудачу — вы бы удивились, что у некоторых людей это бывает крайне редко, — они считают все свои усилия бесплодными и в них укореняется постоянный упадок духа —приобретенная беспомощность.

Доктор Мартин Селигман из Пенсильванского университета провел интенсивное исследование на тему "Что создает приобретенную беспомощность". В своей книге "Приобретенный оптимум" он приводит три конкретных модели убеждений, которые вызывают у нас чувство беспомощности и могут разрушить в конечном счете любой аспект нашей жизни. Он назвал эти три категории перманентными, искаженными и личностными.

Многие из выдающихся деятелей в нашей стране преуспели, несмотря на навалившиеся на них гигантские проблемы и препятствия. Разница между ними и теми, кто отступил в борьбе, заключается в их убеждениях относительно перманентности или отсутствия у них проблем. Выдающиеся руководители редко, если не сказать никогда, не смотрят на проблему как на нечто перманентное, в то время как неудачники даже самую незначительную проблему воспринимают как перманентную. Если вы выработали убеждение, что ничего не можете сделать, "чтобы хоть что-то изменить", просто потому, что никакие усилия до сих пор не могли этого раньше, то в вашу систему начинает проникать губительный яд. Восемь лет назад, когда я стремительно катился вниз и впал в отчаяние от сознания, что мои обстоятельства никогда не изменятся, я считал свои проблемы перманентными. Это было что-то очень близкое к эмоциональной смерти — чувство, которое я никогда прежде не испытывал. Я связывал так много страданий с этим убеждением, что оказался способным его разрушить и никогда больше не потворствовать ему. Вы должны сделать то же самое. Если вы узнаете, что кто-нибудь из ваших близких или вы сами поддались убеждению, что та или иная проблема перманентна, то самое время хорошенько его или себя встряхнуть. Что бы ни происходило в вашей жизни, вы должны научиться верить, что "и это тоже пройдет" и что если вы проявите упорство, то найдете выход.

Вторым различием между победителями и неудачниками, между оптимистами и пессимистами являются их убеждения-искажения, когда проблемы кажутся всеобъемлющими. Преуспевающий человек никогда не смотрит на проблему как на что-то всеобъемлющее, то есть что одна какая-то проблема управляет всей его жизнью. Он всегда смотрит на нее так: "Ну что ж, это всего лишь связано с моей привычкой много есть". Он никогда не скажет:

"Да, это проблема. Из-за моего постоянного переедания рушится вся моя жизнь". И наоборот, у пессимистов — тех, кто привык поддаваться чувству беспомощности, — вырабатывается убеждение, что раз их "прижало" в одной какой-то области, то весь мир для них стал с овчинку! Они считают, например, что так как у них проблемы с финансами, то вся их жизнь теперь разрушена. они не смогут воспитать детей, их брак развалится и т.д. Вслед за тем, обобщая, они приходят к выводу, что все вышло у них из-под контроля и начинают чувствовать себя совершенно беспомощными. А представьте совместное действие перманентности и искажения! Ответом на оба этих фактора было бы стремление найти что-то такое в жизни, что вы могли бы взять под контроль и начать действовать в этом направлении Как только вы начнете предпринимать какие-то шаги, некоторые из ограничивающих убеждений сразу исчезнут.

И последнюю, третью категорию убеждений, которую Селигман называет "личностной", я отношу к проблемам личного характера Если мы смотрим на неудачу не как на вызов, требующий изменить наш подход, а, скорее, как на проблему с нами самими, как на личный дефект, то сразу почувствуем, что она овладевает нами В конце концов, как вы можете изменить всю свою жизнь^ Не окажется ли это гораздо труднее, чем просто изменить свои действия в конкретной области Посмотрите, нет ли у вас подобного убеждения личного характера. Как вы можете заставить себя воодушевиться, постоянно занимаясь самобичеванием.

Поддерживание этих ограничивающих убеждений равноценно систематическому потреблению небольших доз мышьяка, что через какое-то время приводит к фатальному исходу И хотя в данном случае нам не грозит неминуемая смерть, мы начинаем эмоционально умирать с того момента, как приняли то или иное пагубно действующее убеждение. Поэтому необходимо избегать их во что бы то ни стало. Помните: пока вы верите во что-то, ваш мозг работает на автопилоте, отфильтровывая любую поступающую из внешней среды информацию и выискивая подтверждения, чтобы оценить ваше убеждение, независимо от того, какое оно.

"Не что иное, как разум, делает добро из зла, определяет несчастье или счастье, богатство или бедность".

ЭДМУНД СПЕНСЕР

КАК ИЗМЕНИТЬ УБЕЖДЕНИЯ

Все личные достижения начинаются хотя бы с одного изменения в убеждениях. Как же произвести эти изменения? Наиболее эффективным способом было бы заставить свой мозг связать сильное страдание с пережитым убеждением. В глубине души вы должны чувствовать, что это убеждение стоило вам переживаний не только в прошлом, но также приносит страдания в настоящем, а в конечном счете может принести и в будущем. Затем вы должны связать огромное удовольствие с мыслью о том, чтобы выработать новое, стимулирующее убеждение. Это основная модель, которую мы будем повторять снова и снова, производя изменения в своей жизни. Запомните: мы никогда не забываем того, что делаем, — связано оно со страданием или с удовольствием — и если у нас будут возникать ассоциации, преимущественно связанные с переживаниями, то мы изменимся. Единственной причиной возникновения у нас того или иного убеждения является то, что мы связываем большие переживания с неверием в него или большое удовольствие с его сохранением.

Во-вторых, дайте место сомнению. Если вы действительно честны с самим собой, то спросите себя: разве у вас нет таких убеждений, которыми вы защищали свой внутренний мир много лет назад и которых почти стыдитесь сегодня? Что же произошло? Что-то вызывает у вас сомнение: может быть, новый жизненный опыт, а может, модель, противоречащая вашему прошлому убеждению. Возможно, вы встретили каких-то русских и оказалось, что они такие же люди, как и вы, а вовсе не порождение "империи зла". Я считаю, что многие современные американцы испытывают искреннюю симпатию к советским гражданам, поскольку смотрят на них как на людей, борющихся за счастье своей семьи. Частично наше представление о них изменилось благодаря взаимообмену программами, с помощью которых мы действительно познакомились с русскими и поняли, как много у нас с ними общего. Мы обрели новый опыт, который заставил нас задуматься, разрушить наши прежние стереотипы и начать формировать "ножки" подтверждений.

Однако новый опыт внутри нас и сам по себе не гарантирует изменения в убеждениях Люди могут иметь опыт, прямо пропорциональный их убеждениям, тем не менее, они интерпретируют его по своему усмотрению, с тем чтобы поддержать свою убежденность. Саддам Хусейн продемонстрировал это во время войны в Персидском заливе, упорствуя в своем стремлении к победе, несмотря на окружающее его разрушение. Если взять пример на уровне отдельных личностей, то на одном из моих семинаров был случай с женщиной, начавшей проявлять какое-то довольно необычное умственное и эмоциональное состояние, заявив, что я нацист и отравляю людей, наполняя помещение невидимым газом, поступающим через вентиляционные отверстия кондиционера Когда я попытался успокоить ее, замедлив свою речь, — обычный прием, вызывающий у многих людей релаксацию, — она крикнула- "Смотрите, газ уже начал парализовать вашу речь!" Как бы там ни было, она умудрилась использовать это, чтобы подкрепить свою убежденность в том, что все мы подвергаемся отравлению Мало-помалу я смог разрушить ее фобию. Каким же образом об этом мы поговорим в следующей главе.

< Назад | Дальше >